Тандем Hase Pino

hasepino-5Мы никогда не упустим шанса рассказать о практических аспектах езды на велосипеде. Можно ли ездить на нем на работу (и заносить в здание)? Подойдет ли он для того, чтобы везти на нем детей в школу (или даже в нем)? Поместится ли он в машине, автобусе или самолете? И мы раз за разом возвращаемся к одним и тем же решениям, потому что иные велосипеды, тележки и прочие штуковины просто чертовски практичны. Помимо прочего это означает, что мы, как правило, игнорируем разного рода эксцентричные экземпляры, в частности лигерады. Если такая штука не вмещается в наш гараж, то вряд ли поместится и в ваш, так что мы рассказываем о них лишь изредка.

Но время от времени мы любим дурачиться, поэтому гость нынешнего обзора — лигерад Hase Pino, оснащенный креслом для ребенка. Да, эта громадина невероятно сложна, еле помещается в гараж, весит больше 25 кг, но, как любят выражаться школьники, она «просто уматная». Правда, появись мы близ какой-либо школы на ярко-красной Феррари, шума и радостных воплей было бы гораздо больше.

Велосипед мясника

Этот экземпляр позиционируется скорее как традиционный «грузовой велосипед» — сзади большое 26-дюймовое колесо, а спереди под «загрузочной платформой» — 20-дюймовое. В этом случае основная нагрузка ложится на взрослого, который сидит сзади, но ему при желании может помочь ребенок при помощи педального механизма, расположенного спереди.

Надо признаться, мысль о том, что кто-то захочет путешествовать на подобной штуке, заставила нас изобразить скептические гримасы всех возможных вариаций. Конечно, у нее есть определенные преимущества по сравнению с прямым тандемом или велосипедом с тележкой. Во-первых, ребенок находится прямо у вас перед глазами, что делает Pino весьма полезным при езде с детьми-инвалидами. Во-вторых, ваш пассажир, по-видимому, помогает сгладить поток воздуха вокруг велосипеда (впрочем, передняя часть Hase Pino такая же, как и у классического велосипеда, поэтому не стоит ожидать от этой модели каких-то прорывов в преодолении скоростных ограничений). Однако стоит тандем запредельные 130 000 рублей и к тому же очень громоздок. Хотя если рассматривать его с точки зрения лигерадов, то он уже не кажется таким большим: колесная база — 1,4 метра, а общая длина — 2,4 метра.

hasepino-1

Передний педальный механизм выглядит весьма симпатично. Выньте телескопическую секцию «взрослой» трубы (это не обязательно, но таким образом вы сократите и вес, и длину лигерада), зафиксируйте механизм на оставшейся трубе и укоротите цепочку до приемлемой длины. Место пассажира оснащено 110-миллиметровыми педалями и невероятно удобной седелкой, поэтому ваш пятилетний малыш будет крутить педали со всей эффективностью.

Так или иначе, на переднее сидение Pino можно усадить кого угодно: от ребенка четырех лет до «полноразмерного» взрослого. Следует лишь помнить, что трансформация лигерада отнимает далеко не 5 минут, требуя к тому же изрядной доли кропотливости. Представьте, например, что в воскресенье вы катаете супругу по городу, а в понедельник утром вам нужно переделать эту штуку, чтобы отвезти ребенка в школу.

В деле

Нас предупредили, что к Pino нужно немного привыкнуть. Так оно и есть. Большинство людей, садясь на этого монстра, привыкают к нему лишь проехав километр или около того. Единственная реальная проблема заключается в ограничении поворота колес, но его можно минимизировать, заняв определенную позицию при езде. Поэтому перед тем как садиться на лигерад, стоит убедиться, что у вас не возникает трудностей с поворотом колес. Важность этого элемента езды особенно чувствуется в момент поворота за неудобный угол или крутого подъема — длинная колесная база и причудливая геометрия этого лигерада потребуют от вас некоторой ловкости рук, чтобы вы сумели остаться в вертикальном положении.

hasepino-4

Если велосипедом будут пользоваться разные люди, имейте в виду, что даже незначительная регулировка переднего сиденья или руля повлияет на расстояние между ними. Также если вы из той породы людей, которые каждое утро проверяют уровень масла в автомобиле, вы определенно захотите проверить и ограничитель поворота колес перед началом поездки. Если же нет, вы можете обнаружить себя валяющимся в луже на ближайшем же повороте, как это обычно происходило с нами. Предусмотрительность — главный враг катастрофы.

Пускай вас не сбивают с толку восторженные возгласы любителей лигерадов. По сравнению с вашим складным 16-дюймовым велосипедом — это, бесспорно, неимоверно громоздкое чудовище. Впрочем, мы научились кататься на этой штуке, как только открутили туклипсы. При низком трафике и на медленной скорости они вам совершенно ни к чему — ничто не должно мешать быстро опускать стопы на землю.

На практике радиус поворота составляет 4,5 метра, что весьма неплохо. Но во избежание падения во время этого маневра советуем вам следить за скоростью и энергичностью поворота.

На открытой дороге данный агрегат чувствует себя прекрасно. Шины — это всеми уважаемые (а для некоторых и объект страстного поклонения) Continental Top Touring. Что касается сил, которые нужно приложить для приведения этой махины в движение, то они колеблются где-то между поездкой на обычном тандеме и среднестатистическом лигераде, что также следует учитывать перед тем как садиться за руль. Механизм переключения передач Shimano Deore предлагает выбор из 24 скоростей в диапазоне от 20 до 114«, чего более чем достаточно. Фактически, самая низкая «бабушкина» передача почти бесполезна, потому что при крутом подъеме по скользкой поверхности заднее колесо невозможно сдвинуть с места, а переднее теряет сцепление с дорогой.

С присоединением «взрослой» стрелы (но не подключением) лигерад достигает своей максимальной длины. Руль находится сзади, к чему нужно немного привыкнуть.

Необычно, но лигерад оснащен храповиком на средней передней звезде, поэтому впередисидящий может перестать крутить педали в любой момент. А хорошая новость в том, что Pino — это по-настоящему авторитарный велосипед: пилот прекрасно видит и слышит своего пассажира, не говоря уже о том, что любой его приказ доносится до «иждивенца» в мгновение ока.

Оснастка

110-милиметровые педали расположены как раз там, где нужно.

Тормоза — гидравлические диски Magure (и спереди, и сзади), считающиеся последним словом науки и техники. На обычном велосипеде с хорошей тормозной системой при каждой остановке вы будете буквально лететь через руль, но наш лигерад находится в более выгодном положении, т. к. его проблема заключается немного в другом: ездок находится слишком высоко и слишком далеко от переднего колеса, чтобы нормально остановиться. Именно поэтому наше чудовище и нуждается в хороших тормозах.

Задние тормоза показывают себя очень неплохо (0,4 G), но переднее колесо блокируется внезапно и непредсказуемо в диапазоне между 0,42 и 0,5 G, в зависимости от поверхности. В частности, рыхлая дорога может стать по-настоящему смертельной. Поэтому очевидно, что даже если пассажира нет, переднее сиденье стоит чем-нибудь нагрузить. Допустим, это будет 14 килограммов мертвого груза. В итоге переднее колесо показывает результат 0,67 G, но, опять же, он очень зависит от поверхности. Наличие взрослого пассажира может исправить эту проблему, однако, учитывая внезапный и непредсказуемый характер передних тормозов, мы так и не рискнули это опробовать.

hasepino-6

По сравнению с обычным велосипедом, устойчивость при торможении — это один из наиболее проблемных моментов. Но по крайней мере на этом лигераде вы вряд ли полетите через руль (хотя возможен и такой расклад, если у штурвала находится кто-то легкий, а спереди — тяжелый), скорее при блокировке переднего колеса повалитесь набок.

Будучи изготовленным в Германии, Pino оснащен всем, что необходимо для езды в «реальных» условиях: брызговиками, звонком и хорошей световой динамосистемой: Toplight Standlicht спереди и Busch & Müller Lumotech сзади. Стоит отметить, что передний свет устанавливается на «взрослую» стрелу, поэтому если в вашем случае частыми гостями пассажирского сидения будут дети, вам придется поразмыслить над альтернативным решением.

Кроме того, имеется обычная задняя стойка и большая корзина, которую можно пристроить на переднее сидение, благодаря чему Pino отлично подойдет для поездки в супермаркет.

hasepino-7

Итого

К сожалению, мы нашли этот экземпляр очень кусачим по цене, занимающим много места, да еще и тандемом, который будет доставлять вам неприятности изо дня в день. С другой стороны, дети обожают такие штуки, и мы полагаем, что даже подросток не отказался бы прокатиться на Pino до школы и обратно.

Контакты и характеристики

Цена — около 130 000 рублей. Вес — 25,4 кг. Колесная база — 143,5 см. Длина (вместе со «взрослой» стрелой) — 2,4 м. Колеса — Shimano Deore 3×9. Диапазон скоростей — от 20 до 114. Производитель — HASE BIKES. Сайт — www.hasebikes.com.

0