Brompton с более широким диапазоном передач

brompton-folding-bike-wide-range-highpath-sprocket Возможно вы слышали о банкротстве производителя суппортов Sturmey Archer в далеком 2000 году, из-за чего Brompton лишился одной из комплектующих для своих велосипедов — 5-скоростной втулки. Другие велопроизводители не очень переживали и перешли на похожий 5-скоростной суппорт SRAM. Однако рама Brompton у́же, чем у других велосипедов, поэтому компании пришлось искать собственное решение. И в мае 2002 года оно увидело свет: Brompton анонсировала 6-скоростной (2×3) втулочный суппорт SRAM/Brompton.

В новой системе задействован натяжитель цепи Brompton. На базовом 3-скоростном втулочном варианте натяжитель подвижен только в том случае, если велосипед сложен, но благодаря установке натяжного колеса, которое «плавает» из стороны в сторону, появляется возможность поставить рядом две звездочки, а значит, и удвоить количество передач. Новый суппорт, разработанный со свойственным для Brompton вниманием к деталям, вскоре зарекомендовал себя как вполне эффективное и даже необходимое усовершенствование.

Компания решила оснастить новшество 13- и 15-зубчатыми звездочками. Они похожи по размеру, что позволило обеспечить гладкое переключение передач и равноотстоящие интервалы. Но плохая новость в том, что общий диапазон передач составляет 215%, а это не намного больше 187%, как на базовом 3-скоростном велосипеде. На 86″ (передачи измеряются в эффективных размерах колес) верхняя скорость осталась такой же, а вот первая была уменьшена с 46 до 40«. Напомним: низкие передачи помогают взбираться на подъемы, а высокие позволяют ехать быстрее по ровной местности, например шоссе.

К счастью, когда конструкция натяжителя цепи была модернизирована для 6-скоростного суппорта, появилась возможность оставить пространство для звездочек побольше, что позволило выпустить новый 2-скоростной вариант. Домашние «самоделкины» вскоре обнаружили, что туда можно втиснуть даже звездочку с 18 зубьями. В паре с 12-зубчатой звездочкой диапазон передач увеличивается до 282%, что лучше, чем у 7-скоростных втулочных суппортов.

Мы опробовали 12-/18-звездочную модернизацию в августе 2002 года и успешно пользовались ею несколько лет, пока 12-зубчатая звездочка не сломалась. Как мы и предполагали, эта деталь оказалась самым слабым звеном: она была тонкой и вскоре потрескалась. Звездочка с 13 зубьями крепче, но ее использование сокращает диапазон передач и дает две пары передаточных отношений, которые почти идентичны. В результате четвертая скорость не выдерживает никакой критики.

Теперь же, благодаря Highpath Engineering, у нас снова появился Brompton с широким диапазоном передач, и эта модернизация показывает себя во всей красе. В основе лежит комплект из 12- и 18-зубчатых звездочек, которые соединены между собой при помощи TIG-сварки, а затем вновь закалены, чтобы увеличить срок службы.

Велосипедная математика

brompton-folding-bike-highpath-sprocket-295x285Первым делом при работе по модернизации велосипедных скоростей просчитывают, какие именно скорости нужны. При использовании Brompton’овской 50-зубчатой передней звезды и нового набора звездочек от Highpath (около $64) стандартные скорости 40″, 46″, 55″, 63″, 75″ и 86″ превращаются в 33″, 46″, 50″, 62″, 68″ и 93″. Другими словами, высокие скорости становятся еще выше, а низкие — ниже. Обратите внимание, что равномерные интервалы между скоростями в оригинале были утеряны, но так как мы используем 8-скоростной Sturmey Archer, теперь у нас есть широкие зазоры по краям и узкие пространства посередине, что может оказаться полезным.

Если вам нужны низкие передачи, следует поставить звездочки поменьше, в частности переднюю звезду с 44 зубьями. В результате вы получите следующий набор: 29″, 40″, 44″, 55″, 60″ и 82″. Самая быстрая скорость теперь ниже, чем у оригинала, но первая теперь почти такая же низкая, как и на Speed Drive! Новая 44-зубчатая передняя звезда стоит в районе $40, но если вы планируете покупать новый велосипед, она обойдется вам всего в $15.

Для тех, у кого нет 6-скоростного велосипеда, апрельская 3-скоростная модель 2001 года может быть модернизирована до 6-скоростной за $125, но если вы являетесь владельцем старого велосипеда, оснащенного системой Sturmey, это выйдет намного дороже.

Пара слов по поводу цепей, передних звездочек и прочих причиндалов. Годами Brompton’ы выпускались с 1/8″ цепями и 1/8″ передними звездочками (а некоторые из них и чуть уже), но с появлением 6-скоростных моделей ситуация серьезно осложнилась. Старые модели, оснащенные 6-скоростными системами (и несколько ранних), оборудовались цепью 1/8″, но на всех других 6-скоростных велосипедах была тонкая цепь 3/32″. Передняя звездочка выпускалась в обоих вариантах (50 и 44 зуба), хотя Brompton планирует вскоре стандартизировать их к 3/32″. Модели с широким диапазоном передач могут работать с цепью 1/8″, но мы бы рекомендовали именно 3/32″. Цепь 1/8″ совместима с обеими передними звездочками, но цепь 3/32″ совместима только с 3/32″! Перед тем как браться за дело, имеет смысл попробовать новую цепь 3/32″ на вашей звездочке и посмотреть, что получится. Если подходит — прекрасно, если нет — что ж, придется искать вариант поу́же.

Если сомневаетесь, просто поменяйте все, что двигается, потому что новые звездочки гораздо требовательней своих предыдущих собратьев. Также неплохой идеей было бы воспользоваться цепью Brompton, так как номинально длина штифта цепи 3/32″ может варьироваться и потому у нее могут возникнуть проблемы в работе с обычным суппортом Brompton.

Сборка

brompton-folding-bike-pusher-plate

Еще чуть-чуть, и 5-миллиметровая дрель снова открутит подшипник!

brompton-wide-rangeframe

Внутреннюю часть трубы в задней части рамы нужно немного деформировать, чтобы смогла поместиться 18-зубчатая звездочка

brompton-wide-range-frame

Вот так могут запачкаться трубы…

Смена звездочек — это не самое тяжелое занятие, но если вы делаете это на старом велосипеде, то в первую очередь вам нужно убедиться, что вся система работает исправно. Снимите заднее колесо и цепь, затем резко дерните переключатель скоростей назад, в то же время наблюдая за цепным нажимным диском на заднем конце. Если вам кажется, что что-то идет не так, отсоедините тросик и попробуйте вытолкнуть нажимной диск рукой, поскольку перед тем как двигаться дальше, разного рода натяжения и неровности нужно устранить. В частности, когда дело дойдет до шарикоподшипников, их нужно будет тщательно почистить или же вообще заменить.

Когда пружинный держатель выскочит из втулки, нужно будет вытащить старые звездочки и вставить новые (с новыми прокладками и пылезащитным щитом), которые, к слову, должны идеально сесть на место. С этого момента задача несколько усложняется: нужно будет отвоевать несколько миллиметров от трубы в задней части рамы для новой большой звездочки. Мы сделали это, аккуратно сжимая трубу, а последние миллиметры — шлифуя напильником.

Самая трудная часть работы позади, дальше все должно пойти как по маслу. Поставьте на место заднее колесо и соедините новую 3/32″ цепь с 98 звеньями (100 звеньев для 50-зубчатой передней звезды) со звездочками. Поскольку 18-зубчатая звездочка слегка выпирает по сравнению со стандартной 15-зубчатой, нажимной диск нужно немного отрегулировать. Отсоедините тросик от нажимного диска и выдвиньте диск вручную насколько это возможно, следя за тем, чтобы он как можно аккуратней касался других деталей, или же просто снимите цепь во избежание неприятностей. Если требуется настройка, крутите соответствующий упорный винт до тех пор, пока не поймете, что нажимной диск находится на достаточном расстоянии для плавного переключения скоростей.

В завершение снова подсоедините тросик, переверните велосипед вверх тормашками (или попросите кого-нибудь приподнять заднее колесо) и попробуйте переключить скорости. Благодаря 2-скоростному переключателю, тросик двигается гораздо свободней, чем нужно для переключения скорости, поэтому система должна работать отлично, даже будучи слегка расстроенной. Если одна или даже две скорости работают неважно, снимите крышку с переключателя и передвигайте внешний кабель в один из четырех слотов до тех пор, пока обе скорости не будут переключаться ровно и плавно.

Новая сборка в деле

Больше всего бросается в глаза то, что две новые звездочки обладают совершенно разными характеристиками: 18-зубчатая дарит ощущение плавности, тогда как езда на 12-зубчатой кажется несколько неровной. Кроме того, при переключении скоростей тоже чувствуется некоторая «прерывистость», но в то же время оно остается четким и быстрым. Что и неудивительно, новые детали будут всяко лучше, чем порядком изношенные.

При нормальной езде мы тяготели к тому, чтобы пользоваться лишь двумя самыми быстрыми передачами. В начале крутого подъема советуем переключаться с пятой скорости на третью, этот маневр настраивает велосипед на неимоверно крутой подъем. На вершине снова переключайтесь на самую высокую скорость. Во время спуска чувствуется, что передаточное отношение не поспевает за скоростью самого велосипеда (в отличие от оригинала), но большинство людей, скорее всего, закроют глаза на этот недостаток из-за возможности кататься на более низких скоростях.

Даже несмотря на 29-ю скорость, по-настоящему крутой подъем становится для велосипеда труднопреодолимым препятствием, главным образом из-за того, что с каждым циклом вращения педалей переднее колесо подскакивает вверх. Поэтому идти пешком получается гораздо быстрее. Правда, во всех остальных случаях спешиваться, как правило, не приходится.

Вердикт

Установка нового комплекта отнимает всего несколько часов, но, будучи дешевым, легким и эффективным решением, он дает Brompton’у такой же скоростной диапазон, как и у стандартного гибрида. В итоге комплект даже более эффективен, чем втулка с 7 или 8 скоростями. Двойные переключатели поначалу могут несколько обескуражить, но пользоваться ими не сложнее, чем обычным 3×7-скоростным суппортом.

Сколько прослужит эта сборка? Пока трудно судить, т. к. наш прототип проехал лишь несколько сотен миль. 18-зубчатая звездочка может служить вечно, но 12-зубчатая проживет гораздо меньше, и когда она сломается, придется выбросить целиком всю сборку. Мы думаем, что с этим комплектом можно проехать как минимум 2000 или даже 3000 миль, если не слишком усердствовать. Учитывая относительно низкую скорость, эта сборка кажется вполне приемлемой альтернативой, тем более что может прослужить много лет, если использовать велосипед лишь для досуга.

Приобрести велосипеды Brompton можно здесь: http://www.skladnichok.ru/

0